Дилетантские попытки поиска причин и истоков слэша.
Авторы: Гвиневер и Тихе.
Предупреждение: заявляем сразу: все ИМХО
Как то раз я, Гвиневера, болея "Пиратами Карибского моря", натолкнулась в сети на развеселый фанфик-перевод по этому фильму. Переводчик выкладывал фик по частям, заставляя читателей умирать от смеха, любопытства и нетерпения. И меня в том числе. Правда, меня, тогда еще совершенно неискушенное существо, смущали некоторые, как мне тогда казалось, намеки, (ох, если бы это оказались только намеки) на необычную ориентацию полюбившихся героев. И я наивно ждала, когда же, наконец, появится деловая Элизабет и все встанет на свои места. Не появилась... Однако, благодаря искрометному юмору переводчика, я довольно быстро оправилась от культурного шока и даже получила удовольствие. Вот, собственно, так и произошло мое знакомство с Великим и Ужасным слэшем. Поклонницей его я не стала, но все-таки иногда почитываю то, что на вскидку мне лично кажется талантливо написанной вещью.
Долгое время мы с подругой (Я и Тихе) наблюдали за локальными и почти вооруженными конфликтами, происходящими то там, то тут между воинственными антислэшерами и, порой не менее воинственными, слэшерами. Принимать участия в военных действиях желания у нас не возникло, но зато возникло желание разобраться в этом странном современном явлении. А тут мы еще узнали про существование яоя, гораздо более "старого", чем слэш, явления, и нас было уже не остановить.
Для начала, определимся с понятиями.
Слэш - одна из форм литературного произведения, позволяющая взглянуть на исходное произведение в неожиданном ракурсе (путем приписывания однополых отношений изначально гетеросексуальным героям).
Дословно YAOI - "Yama nashi, imi nashi, ochi nashi"- "Нет кульминации, нет развязки, нет смысла". Это жанр японской манги для девушек, который показывает сексуальные отношения между мужчинами, используя для этого образы популярных персонажей.
Причинами возникновения жанра яой принято считать особые историко-культурные традиции Японии, когда женщина, согласно этим традициям занимающая строго регламентированное место в обществе (не нам судить: угнетается она или нет ), не может себе позволить инициативу и активную роль в личной жизни. Но мудрые японцы понимают: до предела сжимать пружину опасно, потому и возник подобный литературный жанр. Тем более, что гомосексуальные отношения в Японии никогда не были строго табуированы.
Яой пишется женщинами и для женщин. Считается, что пусть лучше девочка читает (пишет) его, чем шляется не известно где и неизвестно чем занимается. В яойной паре всегда на самом деле присутствуют гетеросексуальные отношения. Девочка надевает мужскую маску и уж тут она может позволить себе и активную роль, и инициативу, и вообще все то поведение, которое для женщины считается предосудительным. А в тереме сидеть тем не менее не хочется! Кроме того, описывая сэме (активного партнера), автор описывает прежде всего (ВНИМАНИЕ, МУЖЧИНЫ!) то, каким она хочет видеть мужчину и чего она от него ждет. Своего рода это идеальное представление женщины о принце. Варианты этих "принцев" могут быть всякими-разными - тут уж дело вкуса автора.
Так, а теперь пойдем по выстроенной Тихе и мной лесенке. У каждой проблемы есть корни, стебель (ствол), листочки-цветочки, грибы-паразиты, ну и плоды, куда ж без них.
КОРНИ:
Слэш (Так же как и яой) - это своеобразный «ответ женщин Чемберлену».
Эмансипация и сексуальная революция, родившиеся в 20-м веке, дали обществу такие вот занимательные плоды. Возможно, слэш и раньше существовал как единичное явление, но считается, что как явление массовое он зародился в Соединенных Штатах Америки во второй половине 20-го века. Ведь кто у нас в сексуальной революции и эманиспации был впереди планеты всей?
Первый корешок:
Пружину (то есть женщин) слишком долго сжимали (Тысячелетиями! Задумайтесь!), сейчас она распрямилась и пошли "перегибы на местах". Революция дала обильную пену. Таким образом, мы имеем: с одной стороны до уродливых форм развившийся феминизм и эмансипация, с другой - непреходящее пока мнение мужчин о женщинах как о "низших" существах, этой эмансипацией только УСИЛЕННОЕ. Мужчины то до конца еще не освоились и не примирились с перестановкой сил. (Тут можно напомнить, как в 17-м веке дворянство резко возненавидело и стало презирать купеческое сословие. А все потому, что оно (купечество) по исторической логике вдруг стало занимать все более и более решающую роль в обществе и экономике. Еще и начало активно продвигаться "во дворянство". Попробуй, смирись с этим сразу) В итоге: и верхи (мужчины) еще не могут "выстроить себя" по-новому, но уже не могут вернуть все к старому; и низы (женщины) не хотят уже по-старому, но пока не научились "выстраивать себя" по-новому. Отсюда путаница и в половых ролях, и взаимные упреки, и непонимание, и одновременная ностальгия по "золотым" (хе-хе) временам, смешанная с яростным отстаиванием "своих новых прав"
Слэш - эдакая перевернутая реакция на сложившуюся ситуацию. Когда женщина в существующих рамках не может чувствовать себя женщиной (старое разрушено, новое еще не создано), когда у нее не получается (пока) быть желанной и возносимой как женщина и одновременно уважаемой, как самостоятельная и равноценная мужчине, личность. Вот и пишет слэш, где она с мужчиной "на-равных" (в хорошем смысле, то есть как близкий человек, а не как придаток к деторождению и ношению тапочек в зубах). Значит резюмируем: слэш - симптом того, что не все спокойно в королевстве Датском. В социальной и гендерной сферах. Мужчины, напуганные и сбитые с толку той пеной, что дала эмансипация, да и просто по инерции, упорно не желают допускать в свой круг женщину как равноценную себе сущность (подчеркиваем: не РАВНУЮ, а РАВНОЦЕННУЮ, что не одно и то же). Женщины же не хотят по-старому запереться в тереме, а хотят именно этой настоящей близости и равноценности, но при непременном условии сохранения своего добытого "потом и кровью" статуса. При этом они не против сохранения отношения к ним мужчин, как к хрупким беззащитным феям. Причем многие дамы так ожесточенно, а порой и забавно сражаются за этот свой "новый статус", что просто диву даешься.
Пока не привыкнут одни и не перебесятся другие, ситуация не разрешится.
Второй корешок:
Слэш - это также и отдаленный побочный эффект от сексуальной революции, смешанной с эмансипацией. Женщина "свободна и горда". Кто-то использует предоставленные сексуальной революцией возможности с умом, а кто-то пускается во все тяжкие. Вот вас не коробит то, что кругом демонстрируется сексуальная доступность и вседозволенность в отношении женщин? Это и в кино, и в литературе, и в рекламных роликах. Причем тут, конечно, не малую роль сыграли (вернее съехидничали) и мужчины. Есть дамы, и их немало, которые с головой окунаются в подобную жизнь (чаще по неопытности, но бывает и из-за недостатка мозгов и переизбытка тщеславия). В результате складывается определенное отношение к женщинам. И это отношение хорошо озвучил наш знакомый: яркая женщина - женщина на ужин. В результате, как водится, страдают и остальные женщины. А тут еще накладываются пресловутые мировые "стандарты красоты", причем очень агрессивно. А не все женщины в эти стандарты укладываются.
В итоге женщина, в дополнение к проблеме своей "дикой эмансипации" (по аналогии с "диким капитализмом"), имеет еще и проблему потребительского отношения к ней, культивируемого СМИ и мировой поп-культурой.
Дальше идет СТЕБЕЛЬ (СТВОЛ).
Что мы имеем в видимой части проблемы? Те женщины, которых коробит такое распространенное отношение (два корня смотри выше), волей-неволей начинаются замыкаться внутри себя, зачастую даже доходит до отрицания собственной сексуальности и своего тела, своего пола. Сюда добавляются женщины, которые по "мировым стандартам" ну никак не проходят - они замыкаются на отрицании еще сильнее. Возникает стремление хотя бы в своем воображении занять место "сильного". У одних это происходит как примеривание защитно-маскировочной окраски хищника беззащитной букашкой, а у других - по причине нужды в положительной самоидентификации (Вот, блин, смотрите: каким на самом деле должен быть настоящий мужчина!). Часто видим картину, как слэшеры и позиционировать-то начинают себя как мужчины. Выливается все в написание слэша, где, хотя бы в такой мифической форме восстанавливается их женское душевное равновесие. В слэше они могут изобразить себя настоящими соратниками мужчин своей мечты, быть им близки так, как они бы сами этого хотели.
И опять же, как и в яое, в слэше женщина описывает мужчину таким, каким она хочет его видеть для себя. Своего ПРИНЦА.
Я сталкивалась с мнением, что слэш и яой - прежде всего НЕВРОЗ. Если считать реакцию живого человека на длящуюся некомфортную для него ситуацию (описана выше) неврозом, то тогда, возможно и яойщики и слэшеры - невротики.
Скажут, что не все становятся слэшерами. Не все, а люди с наиболее подвижной нервной системой и психикой, которым трудно примириться с описанной ситуацией. Или те, которые переживают не лучшие времена. Часто женщины "подсаживаются" на слэш и яой тогда, когда у них возникают серьезные проблемы в жизни: в личной, в карьере, кризис среднего возраста, подростковый кризис. Слэшер - прежде всего женщина, не удовлетворенная своими отношениями с мужчинами (причем не столько в сексуальном плане, сколько в эмоциональном и социальном). А некоторые, да простят меня господа(жи) слэшеры, зачастую бывают неудовлетворены и своей сексуальной востребованностью. Но это не сама причина, это просто дает толчок.
Особенно, если учитывать гиперсексуальность, часто встречающуюся по мнению самих слэшеров в их рядах (своеобразное проявление невроза?), а также зачастую невозможность ее утолить в ПОЛНОЙ мере (ведь тут еще заковыка с эмоциональной неудовлетворенностью, а у женщин, в отличие от мужчин, эмоции и секс сильно взаимосвязаны). Однако, не стоит считать, что слэшер - это дама средних лет, некрасивая и не успешная. Отнюдь. Знаем лично многих слэшеров. Они все совершенно разных возрастов, разного социального положения, разной степени красивости. Есть у нас знакомые девочки из модельного агентства, очень даже ничего себе красотки… слэшеры.
ЛИСТОЧКИ-ЦВЕТОЧКИ.
Итак, слэш и яой выросли и существуют. Кто и как их пишет? А уж тут кому чего не хватает. Если женщина гиперсексуальна, но выразить себя в этой сфере в полной мере не может (ведь еще существуют общественные ограничения на стили женского поведения в некоторых сферах, и ограничения эти продлятся бог знает сколько. А будешь вести себя свободно, попадешь в категорию женщины на ужин. Эта перспектива радует далеко не всех).
А вот в слэше авторша может оторваться на полную катушку. Во-первых: любимого героя сделать таким, как ей хочется, во-вторых, себя спозиционировать как свободную личность (ооо, это у нас на подкорке мозга укоренилось, что мужчины свободнее женщин, вот и одеваем их маски!), а в третьих, от себя же и абстрагироваться (ты же в слэше не женщина, со своими проблемами, которые и так до чертиков надоели).
1. Порнография? Ну, так ее и без слэша кругом предостаточно. Но не всем женщинам, повторяю, нравится наблюдать "свою сестру" как самку. Поверьте, многих это оскорбляет (см. выше). Вот и получается такая странная игра-в-прятки. Автор пишет порнуху, но одевает чужую маску, в которой ей комфортней.
В слэшево-яойной паре женщина не только описывает себя и своего идеального партнера. Там ведь номинально присутствуют двое мужчин, не так ли? Так вот, тут еще принцип, хорошо озвученный в старой попсовой песенке: "Один дружочек, как пологий бережочек, другой дружочек, как упрямая скала. И между двух берегов мне осталось только разорваться пополам!". Женщина, чтобы она о себе ни говорила, инстинктивно ищет подчинения. Но подчинения, которое ей самой будет желанно. А с другой стороны в ней говорит материнский, вернее, хмммм... матриархальный инстинкт, который требует покровительственного отношения к мужчине. Вот в яойно-слешевой паре все и реализуется самым удобным для нее образом.
2. Если автор иронична, то она пишет великолепные стебные фики.
3. Если романтична, то тут и слезливые мелодрамки случаются.
(Заметим сразу, что качество написанного в прямой пропорции от таланта и вкуса пишущего)
Так, а теперь ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ ( и всякие излишества ).
Вот тут все бегом к дедушке Фрейду! Ибо все случаи сублимированных в слэше-яое скелетов, вытащенных из темного чулана психики, присущи далеко не только этому жанру, а культуре вообще. В мировой литературе, кино и т.п. настоящих извращений и жестокости полно само по себе. Народ самовыражает свои комплексы кто во что горазд. Ну а то, что это коробит многих почему-то именно в слэше, так это, на наш взгляд, только потому, что слэш сам по себе привлекает к себе повышенное внимание своей, хммм.. .необычностью. Вот и его "грибы" кажутся уродливее.
В заключение хотелось бы добавить, что многим мужчинам-ненавистникам слэша в частности и геев вообще зачастую нравится фем-слэш и розовая порнография, а также юри, что не только говорит о двойных стандартах в их среде, но и подтверждает нашу мысль о том, что мужчины в этих случаях (особенно если они сами пишут подобные произведения) также видят в таких парах идеальную для себя модель женщины и отношений с нею.